Склеивание дерева

В современной промышленной технологии производства изделий из древесины склеивание применяется на разных стадиях и для различных целей. Этим методом получают заготовки больших размеров и требуемой конфигурации; улучшают некоторые технологические параметры (прочность, гибкость, размер и формоизменяемость), облицовывают поверхности шпоном твердых пород древесины и пород с красивой текстурой, соединяют детали при сборке и т. п.


При изготовлении малоформатных изделий в школьных мастерских возможностей применения склеивания гораздо меньше, но и здесь довольно часто возникают обстоятельства, когда замена цельной детали клееной дает заметную экономию материала, упрощает технологию, улучшает качество и внешний вид изделия. Для иллюстрации сказанного можно привести два примера. В книге М. Гарднера «Математические головоломки и развлечения» описывается изобретенная датчанином Питом Хейном головоломка «Сома», состоящая из семи разных пространственных фигур (рис. 1, а). Все эти элементы являются возможными непрямыми комбинациями трех и четырех одинаковых кубиков, соприкасающихся одной поверхностью. Задача состоит в том, чтобы построить из этих элементов куб длиной ребра За (а — длина ребра маленького куба) или другие фигуры; некоторые из них показаны на рис. 1, б — е.

 

Рис. 1. Элементы игры "Сома" (а) и некоторые задачи (б-е).

Рис. 1. Элементы игры "Сома" (а) и некоторые задачи (б-е).


Изготовление этой головоломки — посильная и интересная задача для учащихся. Кроме того, данный объект способствует развитию мышления, воображения и технической смекалки школьников как в ходе работы, так и после изготовления.

 

Каждый учитель может себе представить, сколько времени, энергии и материала потребуется ученикам для вырезания этих фигур из сплошной заготовки и каково будет качество работы. Если же выстрогать брусок с квадратным поперечным сечением (длиной стороны а), распилить его на 5 кубиков, 8 деревяшек (обрубков) длиной 2а и 2 размером За, а затем их склеить в соответствии с рисунком, достигается отличный результат самым экономичным способом. При планировании работы в дополнение к прочему стоит обсудить с учащимися вопрос, почему поперечная распиловка бруска на 27 кубиков и склеивание из них фигур головоломки не является самым рациональным решением.

 

Посредством следующего примера легко показать, как замена цельной древесины склеенной заготовкой позволяет облегчить технологию работы.


Деревянные ручкиУчащиеся всегда охотно изготовляют такие поделки, в практическом применении которых могут сами убедиться. Поэтому им нравится, например, делать из заготовок различных пород древесины шариковые ручки (рис. 2). При изготовлении корпусов этих ручек возникает проблема качественного сверления глубокого и небольшого по диаметру (3 мм) отверстия, так как режущий инструмент легко отклоняется в сторону от нужного направления и сам процесс резания затрудняется скапливающимися опилками, которые трудно удалить. Эта работа становится для учеников посильной и интересной, если корпус склеить из двух частей. Правда, до этого на обеих половинках при помощи специального приспособления (рис. 3) следует выстрогать бороздку, ...

Размещено 07.01.2012


  «     1     2     »  


Садоводство, обработка дерева, сделай сам, заготовка продуктов. Карта сайта