Целостность. Основные закономерности композиции

Основные закономерности композицииСлово «композиция» происходит от латинского слова compositio, что обозначает «составление», «соединение», «связывание».  Под этим термином понимают осмысленное построение художественного   произведения (литературного, музыкального, архитектурного и пр.), обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.

 

Композиция изделий — это художественно выразительная система   их  формы   и  декора,  обеспечивающая  эстетически   воспринимаемое   правомерное размещение всех частей и элементов (линий, поверхностей, объемов, цветов).

Теория композиции не дает (и не может дать) готовых рецептов для проектирования конкретных предметов, но в любом случае необходимо учитывать выявленные ею закономерности, которые называются свойствами и средствами композиции.

Целостности добиваются созданием целого из частей и элементов единого характера. Так, например, можно построить общую форму изделия на базе простых геометрических фигур или неконкретных природных форм, но одновременное сочетание их в одной вещи приводит к нарушению целостности.


Понятие целостности непосредственно связано с таким понятием, как «соподчиненность элементов», т.е. с вопросом о главном и второстепенном в сложных композициях, включающих много элементов. Под главными в данном случае понимают доминирующие части композиции. Если эти элементы и в конструктивном смысле являются основными, важнейшими, то получается гармония между содержанием и формой и общее решение кажется целостным.

Если изделие имеет множество элементов и сложный силуэт или в нем нельзя выделить в конструктивном отношении самые важные части, то определение подчиненных соотношений усложняется. В таких случаях добиваются целостности композиции при помощи целенаправленной координации основных линий.

Компактные формы в этом смысле проще разрешимы. Здесь возникает проблема в первую очередь в соотношениях объемов. Если форма разделена на две равные части, то подчиненности нет. Если же пропорции нарушены, при остальных одинаковых условиях доминирующей станет большая часть. Если форма разделена на три части, количество возможных вариантов возрастает. При равном распределении объемов обычно доминирует центральная часть.

 

При неравном сочетании появляются две возможности: если крайние части одинаковые, доминирующей станет центральный элемент, несмотря на то, больше он или меньше остальных; если части неравные, превалировать будет большая часть. Отсюда видно, что существуют некоторые закономерности, учитывая которые мы можем выделить доминирующую часть, так называемое ядро композиции. Вот основные положения.

Закон количества: при одинаковых прочих условиях доминирующей станет часть, которая имеет свойство, отличающее ее от других по количеству (высота, объем, повторение какого-нибудь элемента).

Размещено 07.02.2012



Садоводство, обработка дерева, сделай сам, заготовка продуктов. Карта сайта