Соответствие формы и декора свойствам материала

Соответствие формы и декора свойствам материала.Соответствие формы и декора свойствам материала в деревообработке является очень важным принципом. В художественном конструировании это называется проще — чувством материала.


В течение столетий мастера-ремесленники глубоко изучали свойства разных материалов и выявляли оптимальные для каждого из них формы. Так, например, керамике свойственны круглые и мягкие формы, а металлу, наоборот, острые и тонкие.


Древесина отличается от всех других материалов неоднородной волокнистой структурой, которая придает изделиям чувство направленное. Это легко определяется даже в шаре, выточенном из древесины. Поэтому при художественном конструировании надо предвидеть, как будут расположены волокна в каждой части изделия.

Одной из самых ценных декоративных особенностей древесины является текстура, и это, разумеется, должно отражаться в форме изделий. Можно сформулировать даже такое правило: чем богаче текстура, тем проще должна быть форма и скромнее искусственный декор. Сложная форма или украшение будут соперничать с красивой текстурой, и в итоге изделие проигрывает. То же самое касается и размеров изготовляемых вещей. Мелкие изделия лучше всего делать из скромной древесины, на больших поверхностях хорошо выделяется изящная текстура.

Форма и отделка обязаны подчеркивать характерные черты материала. Древесина склонна к короблению и раскалыванию, поэтому у изделий не должно быть слишком мелких и ажурных деталей, а толщину стен объемных форм также надо выбирать с учетом этих факторов. В декоративном смысле ничем не оправдана непрозрачная отделка красивой древесины, иногда даже сучки и некоторые другие пороки ее особо выделяют как природные украшения.

При оформлении различных объектов часто возникает вопрос о соединении с другими материалами. У изделий с утилитарным уклоном эта проблема не столь острая, поскольку применение других материалов наряду с древесиной обусловлено исторической практикой. Несколько сложнее обстоят дела с декоративными изделиями. Здесь не существует практической надобности в одновременном применении разных материалов; это оправдывается лишь в том случае, если подобная компоновка имеет новое эстетическое качество.

Как известно, каждый материал обладает характерными свойствами: фактурой, цветом, блеском и т. п. Применение разных материалов может сделать изделие пестрым и беспокойным. Поэтому создание подобной композиции требует от исполнителя глубоких знаний о сочетании элементов. Компоновать следует не более двух разных материалов, имеющих примерно одинаковую эстетическую ценность. При проектировании изделия надо учитывать технологию его изготовления. Если провести параллель с производством, то учитель труда должен одновременно выступать и в роли дизайнера, и технолога.

Научно-технический прогресс, механизация и автоматизация промышленной технологии деревообработки диктуют в какой-то мере и принципы формообразования. Сегодня стали ценить простые лаконичные геометрические формы, т. е. изделия, которые можно в основном обрабатывать на станках. Несмотря на то что в школьных мастерских многие операции выполняются вручную, не следует придавать изделиям слишком сложные формы, если в этом нет необходимости: во-первых, это не соответствует сегодняшним эстетическим идеалам, во-вторых, при сложной форме трудно добиться высокого качества. Иногда технология обработки сама подсказывает возможные формы и варианты украшений (например при точении выжигании штемпелями и т.д.).

Размещено 07.02.2012



Садоводство, обработка дерева, сделай сам, заготовка продуктов. Карта сайта