Закон качества: превалирует тот элемент, у которого какое-либо свойство более качественно по сравнению с другими например, текстура самого материала (красное дерево и карельская береза), -неодинаковая отделка (полированный элемент на фоне необработанной поверхности), интенсивность красок (чистые спектральные тона по сравнению с менее насыщенными) и т. д.
Закон центрального положения говорит о том, что элемент, находящийся в центре (конечно, не в абсолютном смысле, а приблизительно), имеет большую возможность стать доминирующим, если этому не противодействуют другие обстоятельства.
Закон осмысленного фактора: здесь имеется в виду значение, доминирующе придаваемое отдельной части изделия концентрацией декора, эмблемой или надписью (например, у призов), неожиданным цветовым акцентом и пр.
Ядро композиции можно охарактеризовать как цель направления всех связей между элементами, благодаря определению которого во многом зависит выразительность всей композиции.
Контраст является с древних времен одним из наиболее часто используемых средств композиции, которое находит разносторон нее применение и в художественном коструировании предметов. Контраст выявляется в сосуществовании элементов с противоположными свойствами: большой и маленький, высокий и низкий, горизонтальный и вертикальный, гладкий и шероховатый, темный и светлый и пр. Контраст образует в композиции внутренние напряжения, делает изделие более выразительным, позволяет сосредоточить внимание на важных узлах. Но при этом надо учитывать, что слишком резкий контраст отдельных элементов может разрушать целостность композиции. В таких случаях надо исполь зовать «условные мосты», которые смягчают контраст и соединяют отдельные части воедино.
Контраст не должен быть главным мотивом, т. е. самоцелью в композиции, а лишь придавать ей особую декоративную ценность. Композиция, составленная на базе односторонних линий, скучна и нуждается в контрастировании с некоторыми другими композициями.
Симметрия обозначает гармоничное, расположение частей в целом, однотипных элементов вокруг какой-нибудь оси или точки. Симметрию с древних времен считали одним из основных критериев красивой формы, но сегодня к этому иногда относятся критически.
Различают следующие виды симметрии: зеркальная, где формы или его части напоминают вещи и их отражения в зеркале; осевая является подобной зеркальной; элементы расположены так, что при поворачивании вокруг оси они совпадают; где ось не обозначена отдельным элементом (например, у всех точеных мисок)
Симметричная форма обычно строгая, спокойная в случае совпадения других факторов может казаться торжественной. Но поскольку симетрия во многих природных и технических формах часто повторяется, то композиция, которая опирается только на этот фактор, кажется бесчувственной и скучной.
Противоположностью симметрии является асимметрия, когда одни и те же элементы расположены в соответствии с требованиями осевой симметрии, центоальной симметрии и асимметрично. Но в асимметрии элементы, ...
Размещено 07.02.2012
|