Основные закономерности композиции. Законы II

Статичность и динамичность, так же как и симметрия и асимметрия, являются, с одной стороны, средствами композиции, а с другой — выступают как особые свойства формы.


Статичность — это выражение устойчивости, покоя и неподвижности. Из геометрических фигур этому в первую очередь отвечает куб, а также низкий цилиндр. В абсолютном смысле в форме предметов статичность встречается довольно редко.

 

Динамичность характеризует движение одностороннего направления, стремления. Так, например, конус и пирамида имеют явное стремление вверх, а вытянутая призма заставляет взор скользить по длинному ребру. При более сложных формах подобное впечатление достигается за счет целенаправленного соединения простых элементов.

 

Динамичность может быть выражена и использованием линий или чередованием соответствующих красок на поверхности формы. Сравнительно чаще динамичность выражается с помощью обтекаемых поверхностей и кривых линий.

 

Рис. 1 Композиционное равновесие на плоскостных композициях.

Под пропорциональностью понимают гармонию объекта как целого и его отдельных частей, приятные размеры и подходящие соотношения между ними. С древних времен люди старались найти ответ на вопрос, какие пропорции красивые, какие нет. До сегодняшнего дня эта проблема является, наиболее актуальной. Создано множество разных систем для вычисления самых воспринимаемых соотношений, но поскольку основой их всегда остается субъективная оценка красоты, то они спорны. Некоторые даже считают, что использование учения о пропорциях при создании прикладных форм весьма сомнительно.


Несмотря на вышесказанное, пропорциональность является до сегодняшнего дня одной из фундаментальных проблем композиции. И хотя человеческий глаз не так чувствителен при восприятии пропорций, как ухо при восприятии звуков, музыкальных тонов, можно выделить приятные и неприятные пропорции.


Приятными являются в первую очередь ясные и четкие соотношения, где зритель чувствует уже сознательно, что выбор не случайный. Довольно распространены соотношения целых чисел (например, 1:2, 2:3, 5:8), хотя в последнее время применяют более сложные,  иррациональные пропорции.


Пропорции выражаются определенными рядами чисел. Арифметические пропорции базируются на одном определенном размере: (а — b) = (b — с) = (с — d) = ... = m. Геометрические пропорции исходят от определенного отношения — сомножителя: a:b = c:d = ...= k. Одной из разновидностей геометрической пропорции является так называемое золотое сечение. Им пользуются в случае, если целое необходимо разделить на неравные части. Золотое сечение определяется формулой

 

a / b = b / (a + b)


где а — меньшая и b — большая часть целого (а + b). Если выразить это приблизительно в цифрах, то необходимо целое мысленно разделить на
Золотое сечение

 

Рис. 2. Золотое сечение.
 
8 частей, а затем объединить так, чтобы меньшая часть имела 3, а большая — 5 единиц. Точнее выражается золотое сечение рядом чисел: 0, ...

Размещено 07.02.2012


  «     1     2     »  


Садоводство, обработка дерева, сделай сам, заготовка продуктов. Карта сайта